Лаковая миниатюра
Мстёра – древний центр иконописной живописи, ставший в послереволюционные времена местом росписи лаковых миниатюр. Именно мстёрским мастерам лучше всего удается передавать уклад русской деревни, плавное и размеренное движение жизни, заключенное в легких бытовых сценах.
Вобрав в себя старообрядческие иконописные традиции, смешав стиль голландского пейзажа с орнаментом древней персидский миниатюры, мастера Мстёры создали свой, неповторимый и узнаваемый стиль росписи, самобытный, отличающийся многочисленными цветовыми переходами, разнообразием цветов, рождающих мир яркой, глубокой миниатюры. Лаковые шкатулки Мстёра заняли достойное место среди народных художественных промыслов России.
Мстёра Владимирской области известна с 20-х годов XVII века благодаря мастерам Богоявленского монастыря. В святой обители писали «мелочные письма» — миниатюрные иконы, позже они обучили мастерству и сельских жителей.
Жизнь русской деревни на лаковой миниатюре художники Мстёры стали изображать в 1920-х годах, когда иконы оказались почти на грани запрета. Новые сюжеты художникам диктовала Октябрьская революция. Изготавливать шкатулки здесь стали не сразу, сначала разрисовывали темперой деревянные изделия. Но их плохо покупали, а вот расписные лаковые шкатулки из артели «Пролетарское искусство» покупателям пришлись по душе. Мастера Мстёры соблюдали старообрядческие традиции иконописи, писали в голландском пейзажном и лубочном стилях, изображали персидские орнаменты. Мстёрские художники избегали черного фона, оттого миниатюрный мир шкатулок казался особенно чистым и праздничным. Так появился собственный уникальный стиль.